Зарплата воспитателя детского сада: особенности профессии
Полезно знатьСодержание статьи
- 1 Представление о профессии воспитателя
- 2 История профессии воспитатель детского сада и ее востребованность в современном мире
- 3 Функции воспитателя
- 4 Обучение профессии воспитателя
- 5 Прием на работу воспитателей в детсад
- 6 Минимальная и максимальная зарплата воспитателя детского сада: от чего зависит
- 7 Средняя зарплата воспитателя детского сада в регионах и городах РФ
- 8 Зарплаты других работников ДОУ
- 9 Зарплата частных детских садах: разница
- 10 Кому не подойдет профессия воспитателя
- 11 Награды и номинации на лучшего по профессии среди воспитателей дошкольных учреждений
- 12 Обжалование действий воспитателя детского сада: ответственность воспитателя и родителей
- 13 Зарплаты и правовое положение воспитателей дошкольных учреждений в других странах
- 14 Плюсы и минусы профессии воспитателя детского сада: отзывы
В обществе сложилось мнение о профессии воспитателя как о несложной специальности, в которой главное — любить детей. Но это огромный труд, требующий определенных знаний и желания воспитывать подрастающее поколение. Одна из основных проблем дошкольных учреждений — нехватка педагогических кадров, обусловленная невысоким уровнем заработной платы.
Представление о профессии воспитателя
Эта должность есть не только в ДОУ, но и в других учреждениях, где проводят воспитательную работу с детьми:
- школа-интернат;
- детский дом;
- колонии;
- ясли.
Воспитатели в детском саду ответственны за привитие детям правил поведения в обществе, отвечает за их дошкольное образование. Проведение занятий, соблюдение режимных моментов, слежение за их безопасностью — это лишь малый перечень его обязанностей в детском саду.
Дошкольный педагог следит за микроклиматом в его группе: за взаимодействием детей друг с другом, за соблюдением ими правил поведения. Воспитатель в детском саду занимается организацией и принимает участие в праздничных мероприятиях. Педагог взаимодействует не только с детьми, но и с их родителями и другими работниками ДОУ.
Особенности работы в школе-интернате
Деятельность воспитателя в данном учреждении отличается от работы в детсаде. Это обусловлено спецификой школы-интерната, в которой обучаются дети с особенностями в развитии. Воспитатель взаимодействует с учениками младших классов и занимается организацией их досуга.
В его должностные обязанности не входит проведение обучающих занятий. Педагог сопровождает детей в интернат (если за ними не пришли родители), где продолжает следить за соблюдением правил поведения, режимных моментов. Также воспитатель контролирует выполнение домашних школьных заданий, может помочь завхозу. Он принимает участие в реализации коррекционно-образовательной программы.
Особенности работы в детском доме
Воспитатель взаимодействует с детьми разных возрастных категорий. С детьми дошкольного возраста легче найти контакт, чем с подростками. И важнейшая задача воспитателя — это умение найти подход к каждому ребенку.
Педагог должен заменить ему родителей, чтобы восполнить недостаток в общении со взрослым, особенно в эмоциональном плане. Ему нужно проявлять особую деликатность и чуткость при взаимодействии с воспитанниками. В интернате в обязанности воспитателя входит:
- слежение за соблюдением режимных моментов и состоянием здоровья;
- обеспечение безопасности;
- прививание правил поведения и гигиены;
- организация воспитательно-учебногопроцесса;
- организация и проведение досуговых мероприятий;
- ведение педагогической документации.
Воспитатель в детском доме может выполнять и обязанности учителя, если такового не имеется и у сотрудника достаточно компетенции.
Особенности работы в колонии
Там отбывают срок за нарушение УК РФ лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Главная трудность в работе с ними – их асоциальное поведение, обусловленное различными факторами. Поэтому воспитатель должен особенно пристально следить за соблюдением всех режимных моментов.
Специалист должен владеть методами психологического воздействия с целью повышения гражданской ответственности, мотивации к исправлению. Кроме знаний о подростковой психологии, педагогики, воспитатель должен знать нормативно-правовую базу.
История профессии воспитатель детского сада и ее востребованность в современном мире
Первый детский садик был открыт в 1840г. в Блакенбурге. Его целью было обучать матерей правилам и приемам воспитания, применение полученных знаний на практике.
В 19 веке подобные учреждения стали открывать в России. В эпоху Российской империи воспитатели пользовались большим спросом. Такая востребованность объяснялась тем, что общество не доверяло существующей системе образования.
Со временем качество обучения в государственных школах стало выше, поэтому воспитателей могли позволить только обеспеченные люди. Но в обществе мнение о домашнем обучении стало противоположным. К кандидатам предъявлялись высокие требования: умение играть на музыкальных инструментах, знание различных предметов и иностранных языков. Считалось, что лучше всего подходит женщина, желательно — иностранка.
После гражданской войны дошкольных учреждений стало больше. Появилось обучение по подготовке педагогических кадров. В конце 60-х стали открывать ясли-сады. В СССР воспитатель пользовался уважением, это была одна из самых престижных профессий с достойным уровнем заработной платы.
Лучшие воспитатели в истории
Чтобы стать настоящим педагогом одних знаний, полученных в учебных заведениях, недостаточно. Воспитатель должен любить детей, находить к ним подход и хотеть передавать свои знания. Любой педагог— новатор, стремящийся находить новые подходы к обучению. В истории образования есть воспитатели, чьи прогрессивные взгляды повлияли на дошкольную систему.
- Роберт Оуэн открыл первую «школу для маленьких детей» в 1802г. Он считал, что на становление личности ребенка влияет его окружение. В его школе обучали детей от года до 5 лет.
- Фридрих Фрёбель—основоположник системы дошкольного образования. Ввел понятие «детский сад» и открыл его в 1840г. Фрёбель полагал, что главная цель воспитателя—реализовать природный потенциал ребенка. Он разработал дидактические пособия для занятий, уделял много внимания активным играм.
- Аделаида Симонович—основоположница реализации системы дошкольного образования в России. В 1863г. открыла первое дошкольное учреждение в Санкт-Петербурге. Свои педагогические взгляды Симонович излагала в издаваемом ею журнале «Детский сад». Придавала большое значение пониманию смысла дидактических игр.
- Мария Монтессори—принципы и разработанные ею методики продолжают использовать и современные педагоги. Главный принцип ее системы — ребенок должен развиваться и познавать мир самостоятельно, в комфортном для него темпе.
- Януш Корчак—педагог, следовавший до конца своей жизни кредо: «Воспитатель должен любить детей». В 1911г. стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей, которых не оставил даже в концлагере. Януш Корчак вместе с другими педагогами готовил воспитанников к реальной жизни за стенами «Дома сирот». Он призывал всех не только любить детей и быть честными с ними, но и требовать только то, что они могут выполнить.
Каждая из этих великих личностей не побоялась реализовать свои новаторские идеи. И их главной целью было не получение прибыли или общественного признания, а помощь ребенку стать полноценной личностью.
Нехватка кадров в регионах РФ
В современном обществе статус у этой специальности стал ниже. И это обусловлено рядом причин:
- низкий уровень оплаты труда;
- несоответствие зарплаты объему работы;
- с развитием информационных технологий родители стали больше вмешиваться в педагогический процесс.
У воспитателей — большая нагрузка, при этом уровень оплаты не растет, а в некоторых регионах даже уменьшается. Чтобы получить премии, приходится брать дополнительную работу. В каких регионах больше всего открытых вакансий воспитателей:
- Московская обл.
- Ленинградская обл.
- Краснодарский край.
- Новосибирская обл.
- Свердловская обл.
Именно в этих районах РФ, согласно статистическим данным за 2020г., наблюдается наибольшая нехватка воспитателей.
Функции воспитателя
Вся его рабочая деятельность связана с организацией пребывания детей в дошкольном учреждении. К основным обязанностям относятся:
- реализация образовательной программы ДОУ;
- создание предметно-развивающей среды для ребенка;
- руководство различными видами деятельности;
- реализация личностно-направленного подхода в работе с детьми;
- соблюдение режимных моментов;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья ребенка;
- взаимодействие с родителями и педагогами;
- организация и проведение дошкольных мероприятий;
- работа с педагогической документацией.
В обязанности воспитателя входит контроль выполнения медицинских процедур. Например, контроль прививок, которые ставят с согласия родителей.
Работа с родителями заключается в проведении собраний, на которых педагог может пригласить других сотрудников, рассказать о планах на учебный год, оповещать о важных объявлениях. Воспитатели в детском саду также взаимодействует с родителями посредством участия в различных мероприятиях. Когда происходит набор новой группы методом анкетирования, педагог собирает важную информацию о семье своих воспитанников.
Обучение профессии воспитателя
Специалист должен понимать суть педагогического процесса, знать и уметь применять на практике различные методы воспитания. Чтобы работать по этой специальности, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование.
Высшие учебные заведения
Основное направление в вузах — «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из специальностей:
- дошкольное образование и логопедия;
- психология и педагогика дошкольного образования;
- дошкольное образование и музыка;
- дошкольное образование и иностранный язык;
- педагогическая деятельность в дошкольном образовании.
По окончании специалисту выдают диплом, подтверждающий его квалификацию и предоставляющий ему право работать в ДОУ.
Педучилища, колледжи, техникумы
В данных учебных заведениях осуществляют подготовку только по двум специальностям:
- дошкольное образование;
- специальное дошкольное образование (подготовка к работе с детьми, имеющими особые потребности).
По их окончании выдают диплом о среднем профессиональном образовании, также дающем право устраиваться на работу в детском саду.
Повышение квалификации и стажировки
Воспитатель обязан посещать курсы повышения квалификации не реже чем раз в три года. Они могут быть как очной и заочной формы, так и дистанционными. До их прохождения допускаются лица, имеющие соответствующее образование. По окончании обучения защищают выпускную работу. Недостаток курсов — теоретическая направленность, а не их практическое применение.
Стажировка — один из способов повышения мастерства. Преимущество данного вида работы — возможность применения полученных навыков на практике, раскрытие творческого потенциала воспитателей. По ее прохождении воспитатель заполняет журнал и отчет.
Повышение квалификации — возможность для педагога получить новые знания, поделиться опытом и применить их на практике. Все полученные сертификаты нужны для дальнейшей аттестации.
Прием на работу воспитателей в детсад
Чтобы устроиться на работу, нужно предоставить следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- СНИЛС (страховое свидетельство);
- ИНН;
- трудовая книжка;
- документы, подтверждающие квалификацию (диплом, сертификаты);
- санитарная книжка;
- сертификат профилактических прививок;
- справка об отсутствии судимости.
Поскольку деятельность воспитателя связана с общением с другими людьми, он обязан оформить санитарную книжку и поставить необходимые прививки. Список анализов и врачей предоставляет либо медицинский работник, либо заведующая детским садом. Администрация проводит обязательный инструктаж по должностным обязанностям.
Сотрудникам дошкольных учреждений положен соцпакет, включающий в себя:
- выплату стимулирующих;
- отпуск в 42 календарных дня;
- оплачиваемый больничный;
- оплачиваемый медицинский осмотр;
- в сельскойместности предоставляют жилье.
Воспитатель работает в кабинетах дошкольного учреждения. Он может осуществлять выезды за территорию ДОУ с согласования с руководителем и родителями. Работает в одну смену, на группу приходится два воспитателя. График работы такой: утренняя смена – с 7.30 до 14.00, вечерняя – с 12.00 до 18.00, педагоги чередуются между собой. Администрация ДОУ должна обеспечить своих сотрудников всей необходимой методической базой и платить вовремя заработную плату.
Минимальная и максимальная зарплата воспитателя детского сада: от чего зависит
Согласно статистике за 2020г., уровень средней заработной платы воспитателей составляет 16 000 руб. Максимальная зарплата воспитателя – около 50 000 руб., а минимальная составляет 12 200 руб.
На повышение зарплаты педагогам влияют:
- категория;
- выслуга лет;
- специфика работы (льготыза вредные условия труда);
- ведение дополнительных занятий;
- дополнительнаянагрузка.
К официальному окладу начисляют стимулирующие, которые и повышают уровень оплаты труда. Их размер зависит от дополнительных обязанностей, выполняемых сотрудником ДОУ.
Средняя зарплата воспитателя детского сада в регионах и городах РФ
Уровень оплаты сильно разнится в регионах РФ. Сколько получают воспитатели в детском саду в разных городах:
- больше всего зарабатываютсотрудники ДОУ в Московской области, их оклад начинается от 40 000 руб;
- далее идут воспитатели Челябинской, Тверской обл. – зарплататакже может достигать 40 000 руб.
Оклад в диапазоне от 20 000 до 35 000руб. получают в большинстве регионов РФ. Но есть области, где зарплата воспитателя детского сада едва достигает 20 000руб. — это Мурманская, Белгородская, Волгоградская и Забайкальская обл.
Зарплаты других работников ДОУ
Различаются оклады и у остальных работников учреждения — все зависит от тарификации. Это обусловлено спецификой работы и квалификацией. Методист или старший воспитатель получает выплаты немного больше воспитателя—от 30 000 до 40 000руб. в большинстве регионов страны.
Оклад логопеда зависит от ставки, средний оклад во многих областях РФ—12 000-15 000 руб. Музыкальный работник – от 10 000 до 15 000 руб., зависит от количества часов. Зарплата помощника воспитателя или младшего воспитателя – от 9 000 до 12 000 руб. Психолог получает на уровне помощника из-за небольшого количества часов. По сравнению с другими профессиями, уровень зарплат существенно ниже, поэтому одна из главных проблем дошкольного образования — нехватка педагогических кадров.
Зарплата частных детских садах: разница
Воспитатели в частных учреждениях получают больше, чем работники государственных ДОУ. Проблема таких детских садов — большая часть из них работает неофициально.
Чтобы рассчитывать на законную регистрацию ДОУ, нужно выполнить список требований:
- найти помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
- оформить его также в соответствиис требованиями СанПИН;
- представить в городской отдел образования программу ДОУ;
- пройти регистрацию в налоговой службе;
- получить лицензию на оказание образовательных услуг.
После получения всех необходимых документов можно открыть учреждение и приступать к найму штата на работу, разместив объявления и просматривая резюме. Зарплата воспитателя в детском саду зависит от престижности детского сада и региона. В большинстве областей зарплата начинает от 30 000 руб. В Москве — от 65 000 руб. Но нужно учитывать, что и требования к сотрудникам частных детских садов предъявляют завышенные.
Кому не подойдет профессия воспитателя
Кроме профессиональных навыков, дошкольный педагог должен обладать определенными личностными качествами:
- любовью к детям;
- желанием и умением находить к каждому ребенку подход;
- умением быстро принимать решения;
- стрессоустойчивостью;
- коммуникабельностью;
- вежливостью;
- творческим подходом;
- аккуратностью;
- ответственностью;
- также важно быть хорошим организатором.
Если человек не подходит под эти критерии, стоит задуматься о другой профессии. В психологии выделяют несколько категорий воспитателей в детских садах:
- «Ветеран» — женщина пенсионного или предпенсионного возраста, чаще всего советской закалки. Не любезна с родителями и детьми. Строго следит за соблюдением режима дня, не использует творческий подход к работе.
- «Энтузиастка» — начинающий специалист, обычно это выпускница вуза или колледжа. Стремится найти индивидуальный подход к каждому, применяет новые методики. Но из-за маленького опыта бывает трудно поддерживать дисциплину в детском коллективе и взаимодействовать с родителями.
- «Чья-то мама» — распространенная практика. Не во всех детских садах решена проблема с местами, поэтому заведующий предлагают устроить ребенка, если его мама будет работать в ДОУ. Такой тип не обладает нужными знаниями и опытом работы.
- «Обычный воспитатель» — наиболее часто встречающийся педагог. Работа ему неинтересна, все занятия — однообразные. Такого работника можно описатьсловом «равнодушный».
- «Воспитатель по призванию» — это большая удача для родителей и ребенка попасть к такому педагогу. Стремится раскрыть потенциал своих воспитанников, может разработать собственные методики.
Работа в ДОУ имеет свои профессиональные риски. Из-за постоянного контакта с большим количеством человек воспитатель может получить заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Также деятельность сопряжена с повышенной ответственностью, моральным давлением со стороны общественности — это может привести к нервно-психическим заболеваниям, нарушениям работы сердечно-сосудистой системы.
Награды и номинации на лучшего по профессии среди воспитателей дошкольных учреждений
Проведение конкурсов среди сотрудников ДОУ — распространенное явление. Их могут организовывать между работниками одного сада, на городском уровне, региональном и всероссийском. Цель таких конкурсов — демонстрация профессиональных умений и навыков, обмен педагогическим опытом и возможность получить новые знания.
Самый известный — «Воспитатель года». Он состоит из трех туров, на которых читают лекции, проводят мастер-класс. Педагогам, занявшим призовые места, выдают Почетные грамоты, письма. Абсолютный победитель получает звание «Воспитатель года».
Самым выдающимся сотрудникам ДОУ присуждают почетные звания и присваивают награды:
- от Министерства образования;
- медаль К.Д. Ушинского;
- нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
- знак «Милосердие и благотворительность»;
- грамота почета Минобразования РФ;
- благодарностьМинобразования РФ.
Все перечисленные звания присваивают педагогический совет, члены комиссии РОНО (Районный Отдел Народного Образования), Министерства Образования. Главным условием для получения поощрений и наград является активное участие в педагогической деятельности.
Обжалование действий воспитателя детского сада: ответственность воспитателя и родителей
Ответственность, которую несет воспитатель, прописана в его должностной инструкции. Он ответственен за:
- нарушение требований трудовой дисциплины;
- последствия самостоятельно принятых решений;
- несоблюдение педагогической этики;
- разглашение конфиденциальных данных;
- нарушение требований положенийосновных документов ДОУ;
- низкое качество ведения отчетной документации;
- ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- причинение ущерба другим сотрудникам, учреждению, воспитанникам, государству;
- предоставление недостоверных данных;
- несанкционированное представление интересов ДОУ.
Родители могут подать жалобу заведующему учреждением или обратиться в РОНО. В зависимости от нарушения сотрудник получает выговор в письменной или устной форме, штраф или увольнение.
Но и у родителей есть обязанности перед детским садом, которые они должны выполнять:
- уважительное отношение к персоналу ДОУ;
- внесение платы за предоставляемые услуги в установленные сроки;
- все конфликтные ситуации решать с соблюдением этики и не допускать до них детей;
- соблюдать режим работы садика;
- не отвлекать педагогических сотрудников от проведения занятий;
- забирать/приводить ребенка в присутствии воспитателя;
- информировать педагога о пропусках.
Родители несут ответственность за внешний вид и самочувствие ребенка, а также за его воспитание. Поэтому сотрудники ДОУ и родители должны взаимодействовать друг с другом для гармоничного развития детской личности.
Зарплаты и правовое положение воспитателей дошкольных учреждений в других странах
Самые идеальные условия для педагогов созданы в Германии. Там высокий уровень заработной платы, и в дальнейшем сотрудники системы образования могут стать чиновниками. Но к воспитателям предъявляют высокие требования к уровню профессионализма.
Также почетом данная специальность пользуется в Финляндии. В отличие от немецких коллег, финским воспитателям предоставляется свобода творчества и самореализации. Зарплата достаточно высокая, но большая ее часть уходит на аренду жилья или оплату ипотеки.
В США необычная система образования. Воспитателям разрешается внедрять в процесс новые технологии. Это позволяет реализовать их творческий потенциал. Но профессия не является высокооплачиваемой, хотя уважением педагоги в обществе пользуются.
В странах бывшего СНГ ситуация с воспитателями аналогична положению в России. Большая загруженность и невысокая оплата труда — все это сказывается на нехватке сотрудников и снижении общественного престижа данной специальности.
Плюсы и минусы профессии воспитателя детского сада: отзывы
Работа в ДОУ имеет свои достоинства и недостатки. Проанализировав отзывы как молодых сотрудников, так и опытных специалистов, среди плюсов можно выделить:
- возможность раскрыть потенциал ребенка, помочь ему социализироваться;
- реализация своих творческих идей;
- льготы при устройстве в государственные учреждения.
Но недостатков выделяют больше:
- низкая оплата труда;
- большая ответственность;
- в государственных учреждениях — бюрократия;
- высокая вероятность возникновения стрессовых ситуаций;
- возникновение конфликтов с родителями.
Молодые специалисты приходят воодушевленные, с надеждой заниматься своим любимым делом и стремлением реализовать свои идеи. Но сталкиваются с сопротивлением со стороны администрации, не всегда адекватными требованиями родителей, с тем, что они много жалуются, и с большим объемом работы с бумагами.
Из-за маленького оклада приходится брать подработку. Поэтому многие, поработав несколько лет, уходят либо в частные учреждения, либо выбирают другую профессию.
Воспитатель — это важная и нужная специальность. Именно он закладывает основы будущей взрослой личности. Педагог помогает родителям в воспитании и обучении их ребенка. Но из-за низкой оплаты у воспитателей нет желания отдавать себя любимому делу и развиваться как специалист. Стимулировать педагогов нужно не дополнительными поощрениями, которые зависят от объема работа, а стабильным высоким окладом.