самостоятельное оформление виз и иммиграция

Границы России на карте: морские и сухопутные

Полезно знать
Карта России

Список государств, граничащих с Россией, состоит из 18 стран. Соседями на западе являются скандинавские государства в лице Норвегии и Финляндии. Чуть южнее проходит граница с балтийскими государствами, в которые входят Литва, Латвия, Эстония, там же расположилась Беларусь, Украина и Польша. На юге – азиатские республики, Азербайджан и Грузия. В восточной части это Япония и США. Север страны – побережье, которое омывает океан. Еще Россия соседствует с Южной Осетией и Абхазией, которые признаны лишь частично. Безопасность границ регулируется специальной погранслужбой РФ, а также ПВО и ВМФ. Их закрытие обусловлено соответствующими требованиями. Контроль осуществляется пограничниками. Крайне актуальным является расположение таможенных пунктов.

Границы России

Общая протяженность границы России

Российская Федерация является крупнейшей страной, занимающей практически наполовину материк (Европу и Азию). Граница России определяет пределы государства. Ее общая протяженность составляет 60932 километра, что превышает длину линии экватора примерно в полтора раза. На карте можно увидеть, что граница России проходит по Северно-Ледовитому океану. Восточный рубеж представлен Тихим океаном. Юг –бесчисленными лесами и степями, а запад – Восточно-Европейской равниной.

Сухопутные границы РФ

Длина сухопутных границ составляет свыше 22000 километров. 7615 км простираются по рекам и озерам. Страны, граничащие с Россией по суше, представлены 16 государствами за исключением Японии и США. После Казахстана (7512 км) самой длинной границей является Китай с протяженностью 4209 километров, большую часть которой занимает река Амур, далее идет Монголия (3484 км), Украина (2093 км), Белоруссия (1240 км). Наиболее короткий соседний промежуток у РФ с КНДР: его длина составляет всего 17 километров.

Карта мира показывает, что российско-казахстанская граница является самой протяженной. Она простирается непосредственно по суше почти на 6000 километров, а также по рекам и озерам еще на 1600 км.

Россия граничит с Китаем по большей части через Амур. Чуть менее протяженная межгосударственная линия у РФ с Монголией. Длина границы с кавказскими государствами составляет примерно 1000 километров. Среди соседей полностью признанными являются Азербайджан и Грузия. Западная граница России весьма обширна. Самый длинный рубеж здесь с Финляндией.

Пограничная служба

Морские границы РФ

Морские границы России растянулись более чем на 38800 километров, что превышает сухопутную линию между 16 государствами. Водный (морской) рубеж проходит между РФ и США с Японией. Россию и Японию отделяют многочисленные проливы по разным сторонам от Курил до азиатского острова Хоккайдо. С США Чукотский автономный округ соединяет Берингов пролив.

Морские и сухопутные границы России

Территориальные споры

За многие годы своего существования граница территорий России неоднократно претерпевала значительные изменения. История знает как ряд урегулированных споров на данный момент, так и открытых до сих пор.

Урегулированные

Довольно длинной является история линии между РФ и КНР. В начале прошлого века граница России и Китая была намного более протяженная, так как в состав последнего входила Монголия. В 50-х годах ХХ века Советский союз отправил КНР карты с собственным видением линии между странами, на что не получил замечаний с китайской стороны. Однако в середине 50-х стали появляться территориальные споры, вылившиеся в конфликт на КВЖД, который закончился разгромом войск КНР, а также в конфликт на острове Даманском, завершившийся передачей территории Китаю. Полная демаркация границ между РФ и КНР свершилась только в 2005 году. По решению обеих сторон примерно 337 квадратных километров территории было передано Китаю.

Юг России долгое время вызывал множество вопросов. Граница с Азербайджаном простирается на 327 километров. Она была окончательно установлена после подписания совместного договора в 2010 году, когда стороны обменялись ратификационными грамотами. Но ранее между государствами возникали разнообразные споры, которые долгое время не могли быть урегулированы. В начале 1950-х годов столица поручила начать строительство гидроузла для Азербайджана на территории Дагестана. После распада Советского Союза территория была отдана южному соседу, хотя располагалась в пределах России. В начале 90-х вновь остро встал вопрос об определении четких границ. Местоположение нынешних границ не оспаривается.

Российско-эстонская граница является далеко не самой протяженной, однако и она в свое время вызвала немало споров. Так, например, Эстония хотела заполучить один из районов приграничной Псковской области и правый берег Нарвы. В середине «нулевых» государства подтвердили ранее установленную границу времен СССР. Также планировалось передать Эстонии небольшой участок взамен на получение иных территорий, но стороны так и не определились с требованиями. На протяжении нескольких лет вопрос об определении границ висел в воздухе, и лишь в 2014 году стороны подписали договор об отсутствии взаимных претензий.

На некоторые территории России после распада СССР претендовала и другая балтийская республика – Латвия. Руководство страны желало заполучить Пыталовский район, расположенный в Псковской области. Впрочем, требование балтийского государства не было принято, и после подписания в 2007 году соглашения, определяющего границы между странами, данный конфликт был исчерпан.

Урегулированный территориальный спор

Открытые на текущий момент

Конфликт между Россией и Украиной не утихает до сих пор, оттого все еще актуальным остается вопрос границы между двумя государствами. В 2014 году Россией был сделан важный политический шаг в виде присоединения полуострова Крым. Украинская сторона считает данную территорию оккупированной РФ, однако Российская Федерация определила границы своего государства в рамках полуострова. Протяженный отрезок имеет длину примерно 735 километров. После вхождения региона в состав Российской Федерации, Украина, не признающая его принадлежность России, ввела специфический закон, создающий особую экономическую зону на территории полуострова. Контурный отрезок границы все еще является спорным, перспектива выглядит туманной, а на территории континентальной Украины находится пограничный пункт.

Разногласия России и Японии относительно владения Курильскими островами идут не один год. Одним из итогов Второй мировой войны стало присоединение Курил к Советскому Союзу. Тем не менее, Япония оспаривает принадлежность трех крупнейших островов (Итуруп, Шикотан, Кунашир), так как считает, что их присоединение не имело юридических оснований. В свою очередь Россия настаивает на правомерном владении южными Курилами. На данный момент вопрос остается открытым, что препятствует подписанию мирного договора между государствами. Сейчас сложно предположить, когда напряженный период начнет проходить.

Границы исключительных экономических зон

Положение в виде Федерального закона указывает, что исключительная экономическая зона – это район моря и прилегающие объекты, которые расположены за границами территориальных вод страны. К такому району применяется особый правовой режим. Кроме того, к ИЭЗ закон относит ряд островов государства, не подходящих для проживания на них людей. Закон подчеркивает, что граница ИЭЗ составляет чуть более 370 километров от линий, являющихся началом отсчета ширины территориальных вод.

В пределах исключительных экономических зон осуществляется разведка, уход за природой и использование соответствующих ресурсов. Также на такой территории допускается создание исследовательских центров и лабораторий. Государство тщательно контролирует, сколько, например, вылавливается рыбы. Таким образом, в случае угрозы исчезновения того или иного вида местный закон позволяет ввести запрет на поимку и реализацию подобных природных ресурсов.

В целом ряде морей Россия имеет границы ИЭЗ. Они проходят между РФ и Норвегией, Турцией, Японией, США, Украиной и другими странами. Представители соседствующих государств должны учитывать приоритетное право России на совершение тех или иных действий на территории исключительной экономической зоны.

Исключительная экономическая зона в России

Приграничное население и сотрудничество

Все приграничные территории Российской Федерации выполняют особые функции. На них проживает свыше 50 различных национальностей. В общей сложности почти 76% территории России находится в приграничных субъектах, в которых проживает треть населения страны. Население районов, расположенных на границе, составляет свыше 100 тысяч человек. Многие из них являются важными составляющими в осуществлении приграничного сотрудничества.

Государственный интерес в таком виде сотрудничества проявляется в целом ряде сфер:

  • торговля;
  • переработка сырья;
  • формирование совместных предприятий;
  • улучшение транспортного сообщения;
  • рациональное использование ресурсов природы;
  • строительство;
  • образование;
  • и т.д.

То, с какими странами граничит Россия, обуславливает успешность взаимоотношений между государствами. Приграничное сотрудничество призвано улучшить состояние этих территорий, а также укрепить взаимоотношения между соседствующими государствами. Пересечение общих потребностей сотрудничества во многом определяется схожими характеристиками стран в плане правовой системы, уровня социально-экономического положения и общей близости народов. Соответственно, несоблюдение этих условий грозит стать серьезным барьером во взаимоотношениях между государствами. В этом плане России действительно важно, с кем граничить.

Помимо неоспоримых плюсов приграничного сотрудничества, следует выделить определенные риски, возникающие при неправильной работе выделенных сфер. К ним относят:

  • переход людей с приграничных территорий;
  • угроза возникновения радикального национализма;
  • террористическая опасность;
  • нелегальная миграция.

Все это может произойти, если поверхностно подходить к вопросу приграничного сотрудничества и халатно осуществлять контроль над ним. К сожалению, сейчас многие приграничные территории России находятся не в самом лучшем состоянии. Об этом свидетельствуют показатели развития выделенных территорий, которые на 70-90% уступают средним цифрам по стране. Серьезно уступает количество инвестиций, доходы населения, есть убыточные предприятия. Поэтому России следует внимательным образом изучать международный зарубежный опыт (в частности, обратить внимание на Запад) в сфере приграничного сотрудничества, так как именно он способен вывести отстающие регионы из сложившейся ситуации.

На данный момент в РФ приграничное сотрудничество осуществляется посредством создания особых экономических зон. Они привлекают финансовые ресурсы в соответствующие регионы, так как имеют особый юридический статус. После принятия закона об ОЭЗ в 2005 году было создано шесть таких зон (город Зеленоград и др.), сконцентрированных в центральной и северо-западной части страны. Позже особые экономические зоны появились в Сибири и на Юге. То, с кем и где граничит Россия, определяет направленность подобных зон. С каждым годом их количество растет, что, безусловно, положительно влияет на развитие приграничного сотрудничества и позволяет иметь больше перспектив в экономической сфере.

Особые экономические зоны России

Поделитесь с друзьями: